Особенности написания эссе по обществознанию в 2019 году

Особенности  написания эссе по обществознанию в 2019 году.

Приступая к работе над эссе по обществознанию,   следует иметь в виду его специфику и несколько основных моментов, важных для подготовки.

 Во-первых, эссе по обществознанию принципиально отличается от эссе по литературе или русскому языку, где, несмотря на четко оговоренный объем работы, допускаются общие размышления и философствование. В эссе по обществознанию объем не ограничен (хотя, конечно, читать  творение на 10 листах эксперту будет утомительно), но  структура и содержание его принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Почему я согласен или не согласен с данным высказыванием». Именно по этой причине  в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация.  Поэтому тренироваться писать эссе  нужно в течение длительного времени, и для появления устойчивых навыков следует написать не менее 15-20 работ в течение  2-3 месяцев.

Во-вторых, зачастую для тем эссе подбираются высказывания необычные, иногда даже парадоксальные, которые требуют нестандартного подхода к решению проблемы. Это обусловливает стилистические особенности эссе по обществознанию и требует определенных усилий от автора. Для того, чтобы эссе произвело благоприятное впечатление на эксперта, которому приходится за день проверки прочитать их несколько десятков, оно должно быть не только написано грамотно, логично и аргументированно, но и предлагать читателю оригинальные пути решения обсуждаемой проблемы.  Особенно привлекают  эссе, в которых в непринужденной форме автор излагает свое видение проблемы, освещая ее с различных сторон, демонстрируя свой собственный стиль мышления и культуру речи, свою особенную логику, и избегает шаблонных формулировок и штампов.  Поскольку эссе – это жанр, предполагающий освещение личного мнения, оно не предполагает  окончательного  раскрытия проблемы, а также того, чтобы автор попытался угадать «правильное» решение.

В-третьих, для того, чтобы успешно справиться с заданием, необходимо правильно распределить время на самом экзамене.  Практика показывает, что лучше всего  оставить на написание эссе не менее 1,5 часов (из 3,5, отведенных на экзамен), и приступать к его написанию после выполнения  всех других заданий, чтобы уже ни на что не отвлекаться.

 

Алгоритм написания эссе:

Выполнение задания 29 начинается с выбора темы.  Следует внимательно прочитать все темы, и остановиться на  той, которая наиболее  понятна и известна лично Вам, а не просто на первый взгляд показалась легче остальных. Лучше всего сразу постараться мысленно или на черновике пересказать своими словами смысл выбранной цитаты, затем определить свою позицию, и предварительно оценить, сможете ли Вы найти необходимые аргументы для ее обоснования. Кроме того, нередко бывает так, что приведенное высказывание может относиться сразу к нескольким наукам – например, философии и социальной психологии, поэтому нужно четко определиться, в каком ключе Вы будете писать. Помните, что содержание эссе должно соответствовать той базовой науке, которая указана в задании.

 Затем имеет смысл набросать план эссе на черновике, т.к. эссе, хоть и предполагает свободное изложение материала, все же должно иметь четкую структуру.  Писать эссе целиком на черновике не стоит, т.к. время ограничено и можно просто не успеть перенести его на чистовик, к тому же  в процессе переписывания могут возникнуть дополнительные мысли, которые будет сложно  вписать в уже сформированный текст. На черновике можно  сделать просто отдельные наброски, зафиксировать аргументы, примеры.

Примерная структура эссе:

Введение
1) Четкое указание проблемы высказывания:
«Избранное мною высказывание касается проблемы….»
«Проблема данного высказывания заключается в….»

2) Объяснение выбора темы  (в чем значимость или актуальность этой темы)
«Всех волнует вопрос…»
«Актуальность  данной темы заключается в …»

3) Смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
4) Представление автора и его мнения:
«Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
5) Своя интерпретация данной фразы,  то есть изложение своей позиции по данному вопросу:

«Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе.

Серьезно обдумайте, какую именно идею хотел донести до нас автор высказывания,  поскольку от того, насколько Вы адекватно продемонстрируете понимание высказывания, будет зависеть успех всей работы. Если смысл высказывания не раскрыт, или раскрыт неверно, эксперт, согласно критерию К1, выставит 0 баллов и дальше проверять не будет!

Возможно, что основных идей будет несколько, это зависит от характера высказывания,  главное, чтобы хотя бы одна  из них была сформулирована верно.

Также можно привести информацию о том, кто был автор фразы и  в какой сфере деятельности себя проявил, но делать это стоит только в случае абсолютной уверенности в  ее точности, чтобы не допустить лишней ошибки.

 

Основная часть

В основной части приводится тезис, который доказывается или опровергается (это само высказывание), и рассуждения,  которые опровергают или доказывают его.  Можно начать основную часть с фразы «Я согласен(а) с автором» или «Я не согласен(а)». Также здесь приводятся термины, необходимые в работе, причем их лучше употреблять в процессе рассуждений.

    Работа с тезисом должна быть построена по схеме:
1. Высказывается позиция («Я считаю что...») или риторический вопрос (« А не задумывались ли вы над тем...?»)
2. Указывается  причина («потому что...»), приводятся факты, возможна ссылка на определение.
3.  Приводится аргументация.

Аргументация:
1) Теоретическая аргументация проблемы.
Должно быть представлено не менее трех аспектов теоретического раскрытия темы. Например, следует раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
Не стоит забывать, что при использовании терминов, нужно  быть очень осторожным, и применять их  грамотно, и к месту. Эссе, перегруженное терминами, зачастую даже не связанными с темой, производит негативное впечатление. Стремление выпускника  включить в работу как можно больше «умных слов» и придать эссе наукообразный вид,  чаще всего говорит о  желании «блеснуть знаниями» при неумении грамотно использовать научную терминологию.
2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни.
 Можно использовать такие фразы, как: «Данное положение подтверждается жизненной практикой…», «В этом случае можно вспомнить такую ситуацию…», «Это можно подтвердить следующими примерами...». Примеров обязательно должно быть два, их  следует приводить, используя знания, полученные  при изучении  таких  дисциплин, как литература, история, обществознание  и других, а также используя собственный опыт и факты из общественной жизни.   Помните, что примеры должны быть развернутыми и максимально конкретными, а не абстрактными. Можно использовать примеры  из художественной литературы, просмотренных кинофильмов, сообщений СМИ («Как я прочитал в ….   газете «Вечерний Петербург», в Интернете, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» и т.д.).
 Главное условие – примеры должны быть из разных источников – например,  первый из  истории или географии – то есть  из  материалов школьного  предмета,   а второй  -  из сообщений СМИ.
 С примерами из личной жизни   следует обращаться с осторожностью, т.к. они оцениваются невысоко, и  в случае некорректного использования могут создать у эксперта неблагоприятное впечатление об авторе. Безусловно, любую ситуацию из личного опыта можно   рассказать от третьего лица, тем самым превратив ее в пример из социальной практики. Например, не  «Я поругался с соседом из-за того, что он нарушил закон о тишине,  включив  на полную громкость музыку  в своей квартире в два часа ночи», а «Допустим, гражданин К., проживающий в многоквартирном доме, нарушил закон о тишине, включив громко музыку в ночное время и этим спровоцировал конфликт с соседями».
 Максимальное количество примеров не ограничивается, но  3-5  будет вполне достаточно. При этом следует учитывать, что  исторические примеры лучше использовать при раскрытии политологических, частично социологических и философских тем, а  примеры из общественной жизни – в темах, посвященных   экономике, правоведению, социологии. Аргументы должны излагаться в строгой последовательности, и не должна нарушаться логика повествования в целом.
Полезно также будет привести в эссе точки зрения  исследователей на проблему, или другие  ее толкования и, если такое возможно,  различные пути решения.  Взгляды исследователей могут приводиться как в прямом, так и в опосредованном виде.
Например, либо «К. Маркс  полагал, что…» или «по мнению ряда исследователей…, а вот с точки зрения других…».

4. Установление взаимосвязей  («В связи с этим...») далее идет переход  к выводам.

Заключение:
В этой части эссе следует вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания и  сделать на основе этого вывод.
Вывод должен состоять из двух частей. Сначала нужно снова привести  свои мысли в качестве итога, затем вернуться к теме.

Например: «Таким образом, автор высказывания хочет донести до нас идею того, что… и я с  этим согласен. Это явление (событие, процесс…) действительно приведет (не приведет) к указанным автором результатам».

Критерии оценивания эссе:

С 2019 года эссе оценивается в 6 первичных баллов, а это дает до 12 вторичных баллов.  Так как критерии оценивания несколько изменились в 2018 году, кратко обрисуем эти изменения.

Критерий 1 – «Раскрытие смысла высказывания» - остался неизменным. Правильное его выполнение принесет вам 1 балл, а неправильное – 0  баллов за все эссе. При неправильно  раскрытом смысле высказывания эксперт  не проверяет сочинение до конца, и выставляет 0 баллов  по оставшимся критериям.

Критерий 2 – «Теоретическое содержание эссе» также не поменялся.  Максимально верное использование терминов и положений из курса обществознания принесет  автору работы 2 балла.

Критерий 3 – «Корректность использования понятий» в 2019 году претерпел изменения. Теперь можно получить 1 балл за отсутствие ошибочных с точки зрения науки положений. Поэтому имеет смысл внимательно отнестись к подбору аргументов для эссе.

Критерий 4 – «Качество приведенных фактов и примеров». Примеры должны быть уместными, корректными, развернутыми, из разных источников. Примеров обязательно должно быть два. Точное соблюдение этих требований принесет  2 балла.

Таким образом, соблюдая указанные рекомендации, выпускник имеет шансы получить высокий балл за 29 задание. Упехов!