Сочинение на ЕГЭ по русскому языку - 2017: критерии оценки
Всего за сочинение на ЕГЭ по русскому языку (задание 25 или эссе) можно получить 24 первичных балла. То есть максимальная оценка за эссе по русскому примерно соответствует 46 тестовым баллам (почти 50% общего результата). Поэтому сочинение - важнейшая часть ЕГЭ по русскому языку.
Как оценивается работа, за что можно получить или потерять баллы?
1. I блок — Содержание сочинения
2. II блок — Речевое оформление сочинения
3. III блок — Грамотность
I блок — Содержание сочинения
К1 — Формулировка проблемы исходного текста
1 балл Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения)верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
0 баллов Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
3 балла Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
2 балла Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.
1 балл Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста.
0 баллов Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента,или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
К3 — Отражение позиции автора исходного текста
1 балл Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.
0 баллов Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.
К4 — Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
3 балла Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
2 балла Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы).
1 балл Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт.
0 баллов Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.
II блок — Речевое оформление сочинения
К5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
2 балла Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членения текста.
1 балл Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.
0 баллов В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.
К6 — Точность и выразительность речи
2 балла Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.
1 балл Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.
0 баллов Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
III блок — Грамотность
К7 — Соблюдение орфографических норм
3 балла Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
2 балла Допущено не более 2-х ошибок.
1 балл Допущено не более 3-4-х ошибок.
0 баллов Допущено более 4-х ошибок.
К8 — Соблюдение пунктуационных норм
3 балла Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
2 балла Допущено не более 1-3-х ошибок.
1 балл Допущено не более 4-5-х ошибок.
0 баллов Допущено более 5-х ошибок.
К9 — Соблюдение языковых норм
2 балла Грамматических ошибок нет.
1 балл Допущено 1-2 ошибки.
0 баллов Допущено более 2-х ошибок.
К10 — Соблюдение речевых норм
2 балла Допущено не более 1 ошибки
1 балл Допущено 2-3 ошибки.
0 баллов Допущено более 3-х ошибок.
К11 — Соблюдение этических норм
1 балл Этические ошибки в работе отсутствуют.
0 баллов Допущены этические ошибки (1 и более).
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
1 балл Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.
0 баллов Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале.
Примечание:
- При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения.
- Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
- Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа незасчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
- При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
- 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
- К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
- 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – допущено не более двух ошибок;
- К8 – допущено одна – три ошибки;
- К9 – грамматических ошибок нет;
- К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
- Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 словне ставится.
- Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1–К12) оценивается 0 баллов.
- Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, котороепринадлежит экзаменуемому.
- Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
- При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
- Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова).
- Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово).
- Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – дваслова).
- Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 24 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.