Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

 

Формулировка задания-2019 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

Ответ

 

Правильный ответ 1, 2, 3, 4.

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчини­тельной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последователь­ным подчинением придаточных.

Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза на Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда.

 

Что следует знать для выполнения задания?

Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в прида­точном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.

Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: прида­точная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова: Добрый посту­пок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результа­та» (Д.С. Лихачёв).

Как видим, это предложе­ние состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?

Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчи­вости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством» (Д.С. Лихачёв). Придаточное условия начинает предложение, затем следует главное.

 

Вид

придаточного

Вопрос

Средство

связи

Значение

придаточного

Пример

1

Определи­тельное

КАКОЙ?

КАКОЕ?

КАКАЯ?

КАКИЕ?

Союзные сло­ва: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда

Является опреде­лением по отно­шению к имени существительному или местоимению в главной части

«Не надо утом­лять соседей беспрерывными шутками, остро­тами и анекдо­тами, которые уже были кем-то рассказаны ва­шим слушате­лям».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

«Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими...». (Д.С. Лихачёв.)

2

Изъяснительное

ВОПРОСЫ

КОСВЕН­НЫХ

ПАДЕЖЕЙ

Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не

Союзные сло­ва: что, как, кто, где, ка­кой, откуда, зачем, сколь­ко...

Относится к гла­голу в главном предложении и выражает доба­вочное разъясне­ние

«Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в от­ношениях со своими родны­ми».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

3

Образа дей­ствия, степени

КАК?

КАКИМ ОБРАЗОМ?

В КАКОЙ СТЕПЕНИ?

Союзы: что­бы, как, слов­но, точно, буд­то, как буд­то...

Союзные сло­ва: как, сколько...

Относится к гла­голу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выра­жает значение об­раза действия, сте­пени

«Ведите себя так, чтобы скромность и умение помол­чать выдвига­лось на первое место».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

4

Места

ГДЕ?

КУДА?

ОТКУДА?

Союзные сло­ва: где, куда, откуда...

Уточнение места

«Интеллигент­ность присутст­вует там, где проявляется уважение к дру­гим, миру, при­роде».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

5

Времени

КОГДА?

КАК ДОЛ­ГО?

С КА­КИХ ПОР?

ДО КАКИХ ПОР?

Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как.

Уточнение време­ни действия

По мере того как культура человечества движется впе­рёд, новые цен­ности присое­диняются к ста­рым, увеличи­вая их ценность для сегодняш­него дня.

(По Д.С. Лиха­чёву.)

6

Условия

ПРИ

КАКОМ

УСЛОВИИ?

Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ка­бы, коль ско­ро.

Указание на усло­вие, при котором происходит дей­ствие, названное глаголом сказуе­мым

«Если со зна­комыми он веж­лив, а с домаш­ними раздража­ется по каждо­му поводу, - он невоспитанный человек».

(Д.С. Лихачёв.)

7

Причины

ПОЧЕМУ?

ОТЧЕГО?

Союзы: пото­му что, оттого что, из-за того что, благода­ря тому что, ибо, так как.

Разъяснение при­чины

«...я обращаюсь главным обра­зом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине дейст­вительно нужно уступать доро­гу... не только в дверях».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

8

Цели

ЗАЧЕМ?

ДЛЯ ЧЕГО?

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

Союзы: что­бы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы.

Назначение дей­ствия, названного глаголом- сказуемым

«...не надо звонко класть вилку на тарел­ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го­ворить за обе­дом или гово­рить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений».

(Д.С. Лихачёв.)

9

Сравни­тельное

КАК?

Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб­но, подобно тому как, что, чем, нежели...

Сравнение двух действий, состоя­ний

«Уметь изви­ниться, призна­вать перед дру­гими ошибку - лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

10

Уступительное

НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ?

Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что.

Союзные сло­ва: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ.

Указание на то, вопреки чему со­вершается действие

«Несмотря на то что нас одо­левают мелоч­ные заботы и суета буднич­ной жизни, на­до уметь быть открытым и терпимым к людям».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

11

Следствия

 

Союз: ТАК ЧТО

Следствие, вывод, заключение

«Именно в юно­сти ум человека наиболее вос­приимчив к ус­воению знаний, так что не те­ряйте времени на пустяки, на «отдых»».

(По Д.С. Лиха­чёву.)

12

Присоединительное

 

Союзные сло­ва: что (в име­нительном и косвенных па­дежах: чему, чем, чего), почему, за­чем, отчего

Дополнительная информация, за­мечания ко всему главному

«Человек при­носит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать на­стоящую ра­дость».

(По Д.С. Лиха­чёву.)


Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последова­тельное, однородное, параллельное.

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды со­подчинения придаточных предложений.

 

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе - к этому придаточному (придаточное второй степе­ни) и т.д.:

1.      «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С. Ли­хачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причи­ны, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное.

2.      «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти ми­нуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во вто­ром предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При последовательном подчинении союзы иногда оказываются рядом, и поэтому надо знать о пунктуации на стыке союзов.

Пунктуация на стыке союзов.

Стык союзов - это сочетание в предложении двух союзов: сочинительного и подчинительного мли двух подчинительных союзов.

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др.

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др.

Сравните два предложения:

1.      Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

2.      Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, же­лание и умение их применить.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, по­этому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).

В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕС­ЛИ...ТО), поэтому на стыке союзов (ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой.

 

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

1.      «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное об­стоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяю­щим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2.      «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пы­таюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, от­вечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении (объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим. Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.

3.      «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между со­бою и что мы можем словами выражать свои чувства» (Цицерон).

4.      «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый чело­век внутренне красив...» (Д.С. Лихачёв).

В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два прида­точных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПО­ЧЕМУ.

5.      «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе» (Д.С. Лихачёв).

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при одно­родном подчинении опущен.

 

Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдыва­ет средства» губительна и безнравственна» (По Д.С. Лихачёву).

Главное предложение - второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо­щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается пред­ложение), второе придаточное (по порядку - третье) присоединяется к главному при помо­щи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллель­ное подчинение.

«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать» (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные во­просы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

 

Пунктуация перед союзом И в сложном предложении.

В задании 19 бывает ещё одна трудность: пунктуация перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запя­тая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):

1.   Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) ес­ли подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы за­тем использовать их в своих книгах.

2.   В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка ка­призно сказала (4) что вишнёвый компот невкусный.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «.записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поста­вим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточ­ной части. Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.

Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе слож­ного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девоч­ка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолже­ния в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе глав­ной и придаточной части. Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.

 

Алгоритм выполнения задания:

1.       Обозначьте в предложении грамматические основы.

2.       Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической кон­струкции.

3.        Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.

4.       Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в пред­ложении определите, что он соединяет:

•         если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;

•         если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;

5.       Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в слу­чае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:

•         если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;

•         если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др, запятая не ставит­ся на стыке двух союзов.

6.       Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.

 

Например:

Расставьте знаки препинания в следующем предложении:

Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражён был (4) как изменился наш город.

Это сложноподчинённое предложение, состоящее из главной части {«Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных {«когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).

В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.

Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъ­яснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.

Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет од­нородные члены: «окончил и поражён был».

На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором сою­зе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО.

На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.