Задание 6. НОВОЕ! Контекстное определение лексического значения многозначных слов

Формулировка задания - 2019

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.

Этот человек безукоризненно изучил своё дело, работает над собой и не складывая рук улучшает, украшает всё вокруг себя.

Ответ: покладая

Задание впервые появилось в ЕГЭ по русскому языку в 2018 году (задание 20). На ЕГЭ-2019 оно перенесено в блок "культура речи", поэтому нумерация изменилась (и соответственно, поменялись номера всех заданий тестовой части с 6 по 20).

Задание проверяет умение выпускника работать с лексическим материалом, представленным в виде предложения. В зависимости от формулировки задания нужно либо найти слово и заменить его так, чтобы исправить лексическую ошибку, либо убрать из предложения лишнее слово.

Ответ записывается в виде слова в той грамматической форме, в которой это слово использовано в предложении или в которой должно бтьиспользовано слово, подобранное для замены. Не нужно выписывать словосочетание и часть предложения.

Что следует знать для выполнения задания

Разновидности лексических ошибок:

тавтология;
плеоназм;
нарушение стилистической сочетаемости слов;
нарушение структуры устойчивых словосочетаний (фразеологизмов);
нарушение норм словоупотребления.


Алгоритм выполнения задания
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Внимательно прочитайте предложение.
3. Разделите предложение на словосочетания.
4. Определите, в каком словосочетании допущена лексическая ошибка.
5. Исправьте ошибку в соответствии с заданием: замените слово или исключите слово.
За правильный ответ вы получаете 1 первичный балл.

 

Разновидности лексических ошибок

ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК ПРИМЕРЫ СПОСОБЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ
СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ * Книга - источник познания. Книга - источник знания.
СМЕШЕНИЕ ОМОНИМОВ Мы видим на поле нападающего Гаврилова в красивой комбинации. Мы видим на поле нападающего Гаврилова в красивой атаке.
НЕУСТРАНЕННАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА, ПРИВОДЯЩАЯ К ДВУСМЫСЛЕННОСТИ Вы прослушали сообщение. Вы услышали сообщение.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ НЕСОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ Главная сила Сибири – в ее обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири - в ее богатейшей минерально-сырьевой базе.
ПЛЕОНАЗМ

Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.

монументальный памятник, главная суть

Хочу познакомить вас с этим вундеркиндом; Хочу познакомить вас с этим юным дарованием.

– памятник– суть

ТАВТОЛОГИЯ Начало зимы начнется в этом месяце Начало зимы ожидается в этом месяце
НЕТОЧНЫЙ ВЫБОР СИНОНИМА Он был педагогом русского языка. Он был учителем русского языка.
НЕТОЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Взять быка на рога. Взять быка за рога.

 

* Ошибка типа "смешение паронимов" рассматривается в задании 5 и не представлена в задании 6.