Задание 1. Выявление главной информации, содержащейся в тексте

Формулировка задания-2019


Прочитайте текст:
(1)Ветер может обладать большой разрушительной силой. (2)Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они движутся, тем сильнее удар. (З)Поэтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья, сносить крыши с домов.

Укажите предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Ветер, обладающий разрушительной силой, способен нанести большой ущерб: поднять шторм на море, выкорчевать деревья, снести крыши с домов.
2) Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.
3) Молекулы воздуха с большой силой ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.
4) Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы могут принести большие разрушения.
5) Ветер способен нанести серьёзный ущерб, так как молекулы воздуха, двигаясь с большой скоростью, сильно ударяются о предметы, стоящие на их пути.

 

Правильный ответ: 25

Что следует знать для правильного выполнения задания

Задания в 2019 году изменилось. Раньше в задании было указано, что нужно найти два предложения. За каждый правильный ответ ставился 1 балл. То есть за ответ "25" в 2018 году мы бы получили 2 балла, За ответ "35" или "24" - 1 балл, потому что допущена одна ошибка. За ответ "34" - 0 баллов, потому что ни одного правильного ответа нет.

Сейчас количество предложений не указано (но всё равно нужно найти два), а 1 балл ставится только за полностью верный ответ. То есть и за ответ "24", и за ответ "34" поставят 0 баллов, потому что допущена ошибка. 

Таким образом, задание усложнилось, нужно выполнять его максимально внимательно и следуя правилам, которые описаны в этой статье.

Задание 1 состоит из небольшого текста научного стиля и пяти вариантов предложений, в двух из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Нужно провести логико-смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нём, проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать два предложения, в которых заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников распознавать основную и второстепенную информацию письменного сообщения, используя приёмы смысловой компрессии (сжатия текста). Этот навык пригодится и при работе над сочинением (определение позиции автора, комментарий).

 

Образец рассуждений при выполнении задания


Тестовое задание:
(1)На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. (2)Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны — они могут вызвать заболевания. (З)Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
3) Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.
4) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
5) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Комментарий к выполнению задания:
Выделим в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:
(1)На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. (2)Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны - они могут вызвать заболевания. (З)Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом.

Обратим особое внимание на второе и третье предложения - это смысловой центр этого текста. Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (в организме человека живёт огромное количество бактерий: одни из них безопасны и необходимы для его успешного функционирования, а другие являются причиной заболеваний). Третье предложение содержит вывод из второго, на что указывает его начало («Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом»). Поэтому третье предложение - самое главное в тексте.

Перескажем содержание текста, начиная с последнего предложения:
(Важно мыть перед едой руки с мылом), (так как некоторые виды бактерий, (которые живут на поверхности нашего тела), опасны для организма и могут вызвать заболевания).

Мы выделили три смысловых центра: "Важно мыть руки", "бактерии могут вызвать заблевания", "бактерии живут на поверхности тела".

Соотнесём свой вариант пересказа основного содержания текста («Важно мыть перед едой руки с мылом, так как некоторые виды бактерий, которые живут на поверхности нашего тела, опасны для организма и могут вызвать заболевания») с предложенными вариантами ответов и найдём смысловые совпадения:
1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования.
2) В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий.
3) Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.
4) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии.
5) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.


Отметим, что первый вариант ответа («Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования») является неверным, так как содержащаяся в нём информация противоречит содержанию текста (в тексте говорится, что далеко не все бактерии безопасны; есть те, которые вызывают серьёзные заболевания организма).
Исключим из числа правильных и второй вариант ответа («В организме человека живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий»), так как он представляет собой подробный пересказ первого предложения текста — его зачина, поэтому главной информации не содержит.
Не можем указать как правильный и четвёртый вариант ответа («Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии»), потому что в нём не передана суть третьего (самого важного) предложения текста.
Выбираем в качестве правильных ответы № 3 и 5, так как они максимально выражают главную мысль текста (они передают одно и то же содержание, но отличаются лишь речевым оформлением):
3) Бактерии, живущие на поверхности нашего тела и внутри него, далеко не все безопасны для организма человека, поэтому важно мыть руки с мылом перед едой.
5) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.
Правильный ответ: 3, 5

Ответ запишем без пробелов и запятых: 35

Итак, на основе проделанной работы составим алгоритм, применяя который, можно выполнять это задание без ошибок.

Алгоритм выполнения задания


1. Прочитайте внимательно текст.
2. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается автором. Отметьте грамматические основы.
3. Обратите особое внимание при графической проработке текста на второе и третье предложения: это, как правило, смысловой центр текста (то, ради чего он написан), и здесь может содержаться основная информация.
4. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
5. Перескажите содержание текста и сформулируйте главную информацию, которая содержится в нём. Выделенная информация должна содержать 3 смысловых центра.
6. Соотнесите свой вариант сжатия исходного текста (пересказ основного его содержания) с предложенными вариантами ответов.
7. Исключите из имеющихся вариантов ответов:
- предложение, включающее информацию, которой нет в тексте;
- предложение, дословно цитирующее какую-либо часть текста и передающее мелкие детали и несущественные для понимания главной информации подробности;
- предложение, передающее лишь часть главной информации.
8. Выберите те два варианта ответов, в которых главная информация текста максимально выражена при минимальной затрате речевых средств.
9. Помните о том, что два правильных варианта должны:
- передавать одно и то же содержание и отличаться только речевым оформлением (например, предложение с придаточным оборотом заменяется сложноподчиненным предложением с придаточным определительным);
- объединять информацию, представленную во втором и третьем предложениях исходного текста.
 

Если задание выполнено верно, получаем 1 балл. Если указан только один правильный ответ - 0 баллов. Если в ответе указано большее количество цифр, например, 135, то задание также оценивается 0 баллов.

Режим тренировки: http://tetradka.ru/ege/test/26337918794624916767178761261